Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci),
знаменитый итальянский живописец, скульптор и ученый,
1452-1519, родился в деревне Винчи; 1482 получил приглашение ко двору Лодовико Сфорца в Милане, 1499 в Венеции, затем во Флоренции, 1514 в Риме, 1516 принял приглашение Франциска I в Париже,
умер в 1519 в замке Клу.
Старший представитель славнейшей эпохи итальянского искусства, искусный архитектор, инженер, техник, ученый математик (сочинения по механике: законы рычага, падение тел), анатом и музыкант.
Главные произведения: "Поклонение волхвов" (Флоренция), "Тайная вечеря" (1498, на стене в монастыре Св. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), "Святое семейство" (СПБ. Эрмитаж), "Мадонна Литти" (там же), "Мона-Лиза" (портрет, в Лувре) и проч.
О нем: Волынский (1900), Rosenberg (1898). Биогр. М. Филиппова (1892). Об открытиях Леонардо по механике: Дюринг, "Критич. история механики" (1893). Соч. изд. Ravaisson-Mollien (1880-92).Добавлено (2007-08-31, 10:27 Pm)
---------------------------------------------
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
(15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),
итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо Винчи В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Леонардо да Винчи развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Леонардо да Винчи тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо Винчи создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19).
Добавлено (2007-08-31, 10:28 Pm)
---------------------------------------------
Во Флоренции Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Леонардо да Винчи не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Леонардо да Винчи правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Леонардо да Винчи с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации.
Добавлено (2007-08-31, 10:28 Pm)
---------------------------------------------
Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Леонардо да Винчи стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Леонардо Винчи последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводвигателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).
Соч.: Tutti gli scritti, v. I, Mil., 1952; в рус. пер. - Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955;
Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965.
Лит.: Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1952; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М. - Л., 1961; Гуковский М. А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967; Raccolta Vinciana, Mil., 1905 - ; Heydenreich L. H., Leonardo da Vinci, Bd 1-2, Basel, 1954; Pedretti C., Studi vinciani, Gen., 1957; Esche E., Leonardo da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961; Hart I. В., The mechanical investigations of Leonardo da Vinci, Berk. - Los Ang., 1963; Heydenreich L. H., Leonardo architetto. Firenze, 1963; Clark К., Leonardo da Vinci, Camb., 1969; Leonardo's legacy. An international symposium [1966], Berk. - Los Ang., 1969; Verga Е., Bibliografia vinciana. 1493-1930, v. 1-2, Bologna, 1931.
(М. H. Соколов)
Добавлено (2007-08-31, 10:31 Pm)
---------------------------------------------